hohlomХохлома — разговорный термин, обозначающий расписные изделия, традиционный русский народный промысел. Он возник во второй половине 17-го века в деревнях Заволжья. Хохлома — крупный центр сбыта, «подарил» росписи соответтвующее название. Характерная черта — золочение деревянных поверхностей и щедрое декорирование различными узорами. Свободная кистевая манера позволяла работать сразу в двух ключевых направлениях: фоновой росписи и верховой композиции.

На левом берегу Волги располагалось немало деревень, где и процветал промысел. Жители поселков Глибино, Хрящи, Шабаши, Безделы, Мокушино привозили в Хохлому товары на продажу. Истинная родина хохломы — Ковернинский район Нижегородской области.

Окраску «под золото» часто связывают со старообрядцами Заволжья. Они исповедывали «старую веру» и селились в чаще глухих лесов. Среди них было немало талантливых художников, которые посредством тонкого кистевого рисунка писали иконы и украшали древние книги.

Различают «верховое» и «фоновое» письмо. В первом случае мастер формирует узор на золотом фоне при помощи чёрных, красных и белых тонов. Верховое письмо всегда создается тонкими деликатными мазками. Композиция получается легкая и воздушная, будто подсвеченная золотым сиянием изнутри. Как правило, зто довольно простой способ нанесения красок, позволяющий в какой-то мере импровизировать, видоизменять композицию на свое усмотрение в процессе работы.

При фоновом письме изначально формируют полотно с контурными начертаниями. Затем красной и черной краской закрзшивают окружающий фон. Фоновая роспись более сложный и трудоемкий процесс. Здесь нет места импровиззции, а изначальную задумку нужно реализовать в точности, как придумал мастер в самом начале.

Изготавливают хохломскую посуду из древесины местных лиственных пород — липы, осины, берёзы. Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из просушенного дерева. Из тонномерных «стульчиков», а также распиленных на толстые плахи «кряжей» вытесывают болванки и «чураки». Затем на токарном станке заготовке придают нужную форму.

Подготовленные изделия из древесины сушат и грунтуют при помощи валы или жидкой глины. Заготовки сохнут минимум семь часов. Затем деревянная поверхность тщательно обрабатывается олифой. Всего процедуру необходимо повторить 3–4 раза на протяжении суток. Следующий этап — лужение. В древесину втирают алюминиевый порошок. Процедура проводится вручную при помощи кожаного тампона. После этого изделие становится блестящим и готовым к росписи.

К краскам, используемым для росписи хохломских изделий, предъявляют повышенные требования, тан как многие из них в процессе сушки и закалки могут выгорать от высокой температуры. Мастера берут термостойкие минеральные краски — охру, сурик, а также киноварь и кармин, сажу, хромовую зелень, разбавляют их очищенным скипидаром. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, зеленый светлого тона и желтый.

Для нанесения рисунка подойдут исключительно тонкие кисточки разной толщины. Готовый рисунок оставляют на некоторое время подсыхать, а затем покрывают лаком. Финальный этап — закаливание в печи при температуре +160°С. Именно тогда и образовывается роскошная «золотая» плёнка.

В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», а также село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Сёмино, Кулигино, Новопокровское. В Сёмино расположено также предприятие «Промысел», занимающееся выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью.

e-max.it: your social media marketing partner