gzhelСвое название роспись получила благодаря живописному подмосковному району, известному также, как «Гжельский куст». Уже более 700 лет мастера Гжели создают настоящие произведения искусства — посуду, статузтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным, отображая частицу вложенной автором души.

Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328-м годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами ещё в 11-м веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17-м веке при царе Алексее.

Первыми открывателями месторождения стали аптекари. Для проведения опытов в области алхимии и создания лечебных настоек они пользовались посудой, слепленной из белоснежной глины. Чуть позже в Гжели наладили гончарное производство, которое радует людей красивой продукцией более четырехсот лет. Наименование села происходит от слова «жечь». Существует версия, что изначально ремесло называли «жгель». Впоследствии для собственного удобства люди поменяли буквы местами и получили «гжель».

Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие иунганы с диковинным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большое распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами и цветочными орнаментами.

С 19-го века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной наиолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная лодглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихронный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье. Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

Очень интересен процесс проявления характерного насыщенного цвета — во время работы он чёрно-белый, а синий и кобальтовый оттенки проявляются только при обжиге готового изделия при помощи высоких температур. Выполняется роспись при помощи специального состава на основе оксида кобальта. Готовое изделие окунается в глазурь белого цвета, затеи обжигается при 1 400°С. В итоге глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет, само изделие становится твердым, отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури могут наноситься тонкий золотой декор или платина, после чего изделие снова подвергается обжигу.

Тематика росписи отображает восприятие мастером окружающего мира, зто результат развития многовекового народного творчества, впитывающего традиции и культуру. Художники в своих творениях сочетают элементы иконописи, бытовые сценки, наблюдения над природой. Чаще всего встречаются природные мотивы, архитектура, растения, птицы или животные, изображения крестьянских донов, церквей или городских улиц.

Самыми популярными узорами являются гжельская роза и птица, нарисованные размашистыми, крупными мазками.

Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы, изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии.

e-max.it: your social media marketing partner